Функциональная грамотность в школе

 

 

Функциональная грамотность — основа жизненной и

профессиональной успешности выпускников!

 

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

Документы

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

 

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Финансовая грамотность

4. Естественнонаучная грамотность

 

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

1. Методические рекомендации для учителей и родителей

2. Рекомендации по  формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.

3. Рекомендации по формированию читательской грамотности

4. Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.

5. Функциональная грамотность для педагога.

Полезные ресурсы

Функциональная грамотность школьников

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

Ссылка: http://www.centeroko.ru/

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA

Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по читательской грамотности

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов

https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования

https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

Информационно-просветительская работа с родителями по функциональной грамотности

 

 

Что нужно знать о функциональной грамотности!

Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать. 

С сентября 2022 вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

Что же такое функциональная грамотность?

Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.

С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.

Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru. А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/) по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).

Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!

 

БАНКИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

instrao.ru — Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

 

Российская электронная школа (resh.edu.ru). Банк заданий для проведения тренировочного мониторинга функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов в онлайн формате по всем направлениям (необходима регистрация).


Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме | Учи.ру (uchi.ru). На Учи.ру есть несколько тестов для определения и наработки функциональной грамотности для учеников 7-8 классов. 

Чтобы использовать материалы, учителю необходимо: 

  1. Войти в личный кабинет Учи.ру 
  2. Перейти в сервис "Проверочные работы" 
  3. Выбрать "Функциональная грамотность" 

fipi.ru — Задания для 5–9 классов по истории, обществознанию, биологии, физике, химии для развития письменной речи — разработанны 485 заданий на основе межпредметных подходов к изучению русского языка с целью повышения уровня владения русским языком как основы культурного и образовательного единства. Задания развивают предметные умения, читательскую грамотность и коммуникативную компетентность в письменной речи обучающихся по образовательным программам основного общего образования.


fipi.ru — Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий:

  • 200 заданий для обучающихся 7 классов;
  • 200 заданий для обучающихся 8 классов;
  • 300 заданий для обучающихся 9 классов.

Документы

Опыт работы «Стратегия смыслового чтения»
Системный-подход-к-формированию-функциональной-грамотности-обучающихся-в-условиях-ФГОС
Приказ о направлении на мониторинг предметных дефицитов учителей русского языка
Приказ о напрвлении на мониторинг предметных дефицитов учителей математики
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
План совещаний и семинаров по формированию функциональной грамотности
«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности на примере изучения словарных слов»
Выступление на МО начальных классов «Формирование функциональной грамотности у учащихся с ОВЗ»
Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Мастеркласс Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Проектирование урока, формирующего ФГ обучающихся
Современный урок - как эффективный способ развития функциональной грамотности
Активные методы и приёмы формирования читательской грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности для обучающихся начальной школы
Методическое-сопровождение-процесса-формирования-функциональной-грамотности-обучающихся
ЕСЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Креативное мышление
Читательская грамотность

Новости